Философ Тит Лукреций Кар

Задача была очень трудная. Но чем неблагодарнее поэма, на обработку которой употребил свое дарование Лукреций, тем большего удивления заслуживает мастерство, с каким он, отчетливо излагая систему, построенную на силлогизмах, сумел удовлетворить требованиям поэзии, одинаково интересовать и абстрактное мышление и фантазию. Эту задачу Тит Лукреций Кар исполняет с энтузиазмом, с пламенным красноречием, оживляет абстрактные мысли картинными описаниями. Тит Лукреций Кар Итак, в изложение отвлеченного учения о природе, он вносит нравственную тенденцию. Лукреций объясняет происхождение и будущее разрушение нынешнего устройства вселенной действием механических сил, как учил Эпикур. Тит Лукреций Кар говорит, что устройство вселенной произведено случайным сочетанием атомов вечной материи, что боги не заботятся о природе и людях. Лукреций Кар и об этом, как и о многом другом, думал подобно другому римскому поэту, Эннию, который говорил: По мнению Лукреция, душа, подобно телу, снова распадается по смерти на элементы, из которых составилась. Но есть у Лукреция устарелые выражения, слог, его лишен изящества, стих лишен благозвучия.

Атеизм в Древнем Риме

Истоки философии религии в учениях мыслителей Древнего мира, Средних веков и Возрождения. Религиоведческие идеи в Древнем Мире. Современные философские знания о религии зародились более чем две с половиной тысячи лет тому назад в философских учениях Древнего мира, а именно, в античной Греции и Риме, а также в Китае.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в мнение о возникновении Вселенной, о том, кто её создал нельзя, это священно Религия — Дочь Надежды и страха, объясняющая Невежде природу Непознаваемого. .. Тит Лукреций Кар, «О природе вещей».

Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае например, в учениях локаятиков и Ван Чуна. Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с в.

Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом. Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с в. Ферекид и Теаген трактовали мифы в природно-космологическом плане. Ферекид разумел под Зевсом эфир, под Хтонией — Землю, а Теаген считал, что в рассказах Гомера о противоборстве богов аллегорически выражено противоборство элементов.

Разнообразие вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для распространения в античном обществе представлений о естественном происхождении религии. Ксенофан из Колофона заметил, что разные народы создают образы богов соответственно своим особенностям. Для него религия являлась продуктом коллективного творчества.

Первая религия — вера в загробную жизнь — возникла примерно 60 тыс. Что же послужило причиной появления религиозных верований? Как считал Лукреций, первых богов породил страх. Именно страх преследовал человека и в стаде, и в племени, и в классовых формациях.

эллинская религия не оправдала надежд и не в силах оздоровить . Быть может, как и сам Эпикур, Лукреций с детства испытывал тайный страх Он был одним из первых, кто создал теорию прогресса цивилизации начиная.

Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Мы почти ничего не знаем о Лукреции как человеке. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или в начале в. Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 —51 гг. Однако согласно биографу поэта Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г. Иероним говорит о Лукреции как авторе нескольких книг.

Он связывает Лукреция с Цицероном и утверждает, что Цицерон исправлял книги Лукреция, что маловероятно, так как если говорить о форме, то Цицерон писал латинской прозой, а Лукреций —латинскими стихами, а если говорить о содержании, то мировоззрение Лукреция в корне отличается от мировоззрения Цицерона, так что Цицерону исправлять там было нечего, он мог только все там перечеркнуть.

Но верно, что Цицерон читал это произведение. Сам Цицерон пишет об этом в письме к своему брату Квинту. Иероним пустил о Лукреции сплетню, аналогичную сплетне другого христианского теолога Тертуллиана о другом материалисте древности. Тертуллиан утверждал, что Демокрит ослепил себя, так как не мог видеть женщин без вожделения, а это мешало его научным занятиям. Иероним же утверждает, что Лукреций сошел с ума от любовного зелья.

В самом деле, в Риме тогда были распространены любовные приворотные средства, которые бывали опасными ядами, способными если не убить человека, то повредить его рассудок.

Сколько стоит написать твою работу?

Религия и свободомыслие в древнем мире и в эпоху средневековья Осложнения цивилизационных процессов, совершенствование форм человеческой деятельности, философская революция в древнем мире позволили наконец поднять вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. Древнейшие свидетельства о наличии элементов стихийного и наивного религиоведения находим в литературных памятниках стран Древнего Востока: Например,"Песнь арфиста" и"Беседа разочарованного со своим духом" воспринимались древнеегипетскими жрецами не только как выражение сомнения относительно существования загробной жизни, но и как призыв к сопротивлению религии и жрецам.

В редакции журнала «Наука и религия» состоялся круглый стол, посвященный .. Ещё Лукреций писал, что страх создал первых богов.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма Что, по щекам ниспадая, лицо с двух сторон покрывает, И увидела отца она, тут же стоявшего в грусти У алтаря, и прислужников, скрывших орудие смерти, И проливавших при этом горячие слезы сограждан, В страхе она онемела, к земле подогнулись колени. Не послужило несчастной к спасенью и то, что Именем нежным отца ею назван был вождь ахеян Агамемнон, Всю трепетавшую, вмиг ее на руки воины взяли И на алтарь понесли; но не с тем, чтоб, окончив обряды, К светлому богу примкнула она Гименею, но чтобы Жертвою пала, рукою отца святотатно закланной, Девственно чистая, в светлый, торжественный день ее брака.

Да ниспошлется удача и счастье в отплытии флоту, Вот к изуверству какому религия может понудить []. Лукреций, как и его предшественники, не понимал социальных корней религии. Причину возникновения религии он видит в невежестве людей, в незнании и неумении объяснить явления окружающей их природы. Лукреций утверждает, что вера в богов возникла вследствие страха: Из ничего не творится ничто по божественной воле, И оттого лишь страх смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причин никаких усмотреть и понять не умеют, И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет. И откуда являются вещи, И каким образом все происходит без помощи свыше []. Боги - творение фантазии человека, плод его воображения. Развивая свою мысль, Лукреций продолжает: У кого не сжимаются члены в испуге, Как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии, А небо кругом огласят громовые раскаты… И, наконец, когда вся под ногами колеблется почва, Падают или грозят города потрясенные рухнуть, Что же тут странного в том, если так поколения смертных Уничтожают себя и всецело богам оставляют Чудные силы и власть управления всею вселенной [].

По мнению Лукреция, религиозные представления являются отображением человеческих отношений.

Статья: Лукреций

Атеизм в прошлом и настоящем Атеизм в рабовладельческом общесте Истоки атеизма относятся к той далекой поре истории, когда развитие общественно-производственной практики впервые позволило накопить относительно большой объем знаний, а создание письменности дало возможность ускорить их накопление и совершенствование.

С другой стороны, это была эпоха, когда впервые эксплуататорский строй предоставил немногочисленному меньшинству людей возможность заниматься политической, художественной, научной деятельностью, возложив на большинство всю тяжесть рабского физического труда. В тот период в противоположность представлениям, где подлинное знание тонуло в массе мифологических, фантастических преданий и поэтических образов, зарождается система знаний о природе, о людях и их сознании, о законах, которым подчинены мир и мышление.

Эпикура, Лукреций, выдвинувший формулу, что «страх создал первых богов». Ср. Антирелигиозная пропаганда и Религия.

Дилите Тит Лукреций Кар 95 — 55 гг. Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон. В произведении, написанном гекзаметром, Лукреций знакомит римлян с философией Эпикура.

Поскольку из множества сочинений Эпикура сохранилось только три письма, трудно сказать что-либо об оригинальности мыслей и положений произведения Лукреция [2, 33—56; 3]. Эпос был создан в неспокойное время: Лукреций надел мужскую тогу, видимо, в то время, когда в Риме свирепствовавшего Мария сменил еще более жестокий Сулла. Впоследствии столкновения разных группировок прорвались заговором Катилины и прочими беспорядками. Лукрецию, по-видимому, уже не довелось видеть борьбы между первыми триумвирами, но и так время его жизни наполнено убийствами, конфискациями, изгнаниями, открытыми столкновениями и сражениями между самими римлянами [10, —].

Лукрецию кажется, что человеческие пороки вытеснили добродетели, что гражданские войны и прочие волнения происходят из-за стремления к власти, почестям, могуществу, которое охватило римлян.

Философия Лукреция Кара

Раскрытие основных источников и компонентов религии. Следует признать, что английского философа интересует, прежде всего, психологические стороны проблемы. Например, говоря о Гоббсе, Г.

Сущность религии. Тезис «страх создал богов» был популярен в среде античных материалистов, от Демокрита до Лукреция. Эта идея была углублена и развита многими мыслителями Нового времени.

Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии. С данной главы мы начнём разбирать подробным образом критику религии Рассела, будем прослеживать тем самым становление его позиции по отношению к религии. Хочется отметить, что позицию Рассела по отношению к религии по-разному оценивают советские критики. Ермоленко отмечает и разбирает его непоследовательность и недостаточность критики религии, исходящей только из философской ориентации.

Мееровский писали о полувековой продолжительности выступлений Рассела против религиозного вероучения. В предисловии к английскому сборнику его составитель профессор Эдвардс характеризует публикуемые в книге произведения Рассела как выразительное отображение позиций современного свободомыслия в духе традиций Юма и Вольтера. Эта оценка в целом правильно отражает место и роль Рассела в истории западноевропейского свободомыслия и атеизма, раскрывает преемственную связь между английским атеистом и его идейными предшественниками.

Мееровский выделяют в качестве идейных предшественников Вольтера и Юма.

Атеизм в рабовладельческом общесте / Настольная книга атеиста

Уроженец Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества время. Крупнейшими из современных ему событий были: Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи:

создал религию, а не религия создала . Тема 9. История философского осмысления религии до XIX в. Тит. Лукреций. Кар красочно описал страх.

Школа эта просуществовала там около шести веков - со в. Если из огромного научного наследия Демокрита, Эпикура и других атеистов Древней Греции до нас дошли лишь небольшие и немногочисленные фрагменты. То Рим оставил нам единственное целиком дошедшее до нас крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности — Тита Лукреция Кара 1в. Но главный объект ее критики - религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и разумном, естественном их объяснении.

Как сотворение мира богом, так и внесение в мир движения извне решительно отвергаются. Все в мире совершается по неизменным законам, исключающим вмешательство каких-нибудь таинственных сил в естественный ход событий. Мир не только не сотворен богами. Он ими и не управляется. Не боги, а естественные причины обусловливают ход событий, в котором вовсе нет той целесообразности, которая, по мнению религиозных людей, доказывает существование богов.

Лукреций подвергает убедительной критике не только религиозные представления, но и идеалистическое учение Платона о бессмертии души. Дав научное объяснение всем явлениям, искажаемым религиозными верованиями, поэт отвечает и на вопрос о причинах возникновения этих верований. Это страх смерти, обусловленный незнанием природы тела и духа и влекущий за собой веру в загробный мир, в бессмертие души и т. Далее, это страх перед грозными стихийными явлениями природы, обусловленный незнанием их действительных причин.

Д. Дилите. Римская литература. Лукреций / Античная литература

Такие идеи отчетливо прослеживаются в сохранившихся письменных памятниках литературы, таких как: В этих произведениях, самые ранние из которых относятся к началу тысячелетия до н. Место мифологических богов у чарваков заняли обобщенные стихии — воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с душой, неотделимой от тела.

Они отрицали божественное происхождение Вед.

Ссылки на учения Эпикура и Лукреция обнаруживаются в работах . Как известно, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии. . Философ разоблачает страх перед возможностью бесконечного.

И они в основном считаются вымыслами и сплетнями, а не историческими фактами. Современник формирование римской культуры Лукреций не был оригинальным философом, потому что на первых этапах была неор-гинальною и римская культура. Это осознавал и сам, рассматривая свое творчество как популяризаторскую, перевод греческого философского мировоззрения на латынь, перенос на грунт римской культуры греческой философской традиции и продолжение ее в четкой и понятной форме изложения. Чувствуется, что Лукреций хорошо знаком с основными направлениями греческой философии от досо-кратикив и к новейшим эллинистических течений.

При противоречивости римского государства, неустойчивости положения в ней человека, которая все больше ориентируется на мистику, попадая под влияние религии, он ставил своей задачей распространение такого философского учения, которое бы помогло человеку достичь духовный покой, незворушливисть, избавить ее от страха перед природой, богами и смертью. Поэтому Лукреций обходит молчанием взгляды софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, не признает учения Гераклита. С он относился к Эмпедокла и Анаксагора, но считал их взгляды ограниченными, потому, признавая движение, они не допускали пустоты, не видели границе раздела, что способствовало не объяснению начал вещей, а затмению этой проблемы, возвращаясь тем же предрассудками и страхом перед природой и жизнью.

По мнению Лукреция, страхи возникают потому, что человек по незнанию не чувствует своего места в мире, не может объяснить природные процессы и не знает сущности богов и души. Только объяснив все существующее, можно освободить ум человека от страха и суеверий. Таким идеалом была для него философская концепция Эпикура, который объяснил, какие силы данные вещам и какова их предел, очистил сердца людей и положил конец страстям и страховые.

Систематизированное изложение учения Эпикура представлял собой содержание его дидактического эпоса"О природе вещей". В объяснении природы Лукреций опирается на закон сохранения бытия в атомистической интерпретации Эпикура, доводя его до утверждения принципа вечности материи, когда, по его мнению, не только ничего не может возникнуть из ничего по воле Бога, но и ничто не превращается в ничто.

Кто придумал религию.Религия

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!